Методические рекомендации для учителей-предметников
Памятка
Методические рекомендации для учителей-предметников
Для системной и успешной работы с высокомотивированными и одаренными учащимися рекомендуется организовать работу по данному направлению на методических объединениях учителей-предметников.
Для этого руководителям методических объединений необходимо ежегодно составлять программы (планы работы) предметных методических объединений по работе с высокомотивированными и одаренными учащимися; обновлять банк данных высокомотивированных и одаренных учащихся в соответствии психолого-педагогической диагностикой и достижениями учащихся по учебному предмету; обновлять банк заданий и электронных образовательных ресурсов для работы с высокомотивированными и одаренными учащимися, включая в него сайты городских ресурсных центров по подготовке учащихся к олимпиаде по учебным предметам и сайт управления по образованию Могилевского городского исполнительного комитета (Учащимся/ Готовимся к олимпиадам).
С целью освоения высокомотивированными и одаренными учащимися имеющегося спектра социально-средовых условий для максимально полного раскрытия заложенного природой потенциала необходимо составить индивидуальные образовательные маршруты для каждого учащегося.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности).
При построении индивидуального образовательного маршрута Хуторской А.В. выделяет несколько этапов:
1. Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся.
На этом этапе проводится конкурс вопросов по темам учебного курса, тестирование, выбор заданий различного типа.
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Диагностика: образовательных потребностей и мотивов; предпочитаемых видов деятельности; начального уровня количества и качества представлений, знаний и умений; особенностей нервной системы и стилей переработки информации и т.д.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:
· содержание, подлежащее усвоению;
· виды деятельности по усвоению учебного содержания;
· ожидаемые индивидуальные результаты;
·формы контроля.
2. Второй этап. Фиксирование каждым учащимся, а затем и педагогом фундаментальных образовательных объектов. Знакомство с содержание учебного предмета в целом, темы, интернет-занятия и т.д. Каждый учащийся выбирает темы, которые ему предстоит освоить (в знаковой, схематичной, рисуночной, тезисной форме).
При ознакомлении с содержанием темы педагог определяет:
·инвариантное содержание (то есть содержание, обязательное для ознакомления всеми учащимися);
·рубрики и их содержание;
·содержание, актуальное для учащихся, обучающихся в рамках того или иного модуля;
·возможные варианты выполнения практических заданий: тренажер, практикум, лабораторная работа, творческое задание, которые могут быть предложены разным учащимся и не все обязательны для выполнения.
3. Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащегося с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Каждый ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы (то, как он ее видит в идеале, в дальнейшем происходит достраивание этого идеала):
·определение индивидуальных целей;
·отношение к выделенным проблемам;
·определение перспектив своей деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д.
4. Четвертый этап. Выстраивание индивидуального образовательного маршрута. Программирование индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. Учащийся с помощью педагога выступает в роли организатора своего образования: формулировка цели, отбор тематики, предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления, составление учебно-тематического плана, отбор средств и способов деятельности, выстраивание системы контроля и оценки деятельности, установление сроков освоения содержания. Создается индивидуальная программа обучения на определенный период (занятие, тема, раздел, курс). Этап предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.
Учитывая эти особенности высокомотивированных и одаренных детей, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
5. Пятый этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся и общей образовательной программы. Реализация намеченной программы в соответствие с основными элементами деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка. Роль педагога заключается в том, чтобы направить, дать алгоритм индивидуальной деятельности учащегося, вооружить его соответствующими способами деятельности, поиском средств работы, выделить критерии анализа работы, рецензировать, оценить деятельность учащегося. Учащиеся представляют образовательные объекты, способы работы с ними, демонстрируют, сопоставляют и обсуждают продукцию.
6. Шестой этап. Демонстрация личных образовательных результатов учащимися и коллективное их обсуждение. Педагог демонстрирует идеальные «продукты» по данной теме: понятия, законы, теории и др. Организуется работа по выявлению проблем в окружении, элементы которых получены учащимися в собственной деятельности.
Осуществляется через взаимодействие:
·педагог – учащийся;
·учащийся – другие учащиеся.
Формы взаимодействия: дискуссии, проблемные семинары, творческие мастерские, конференции и т.д.
7. Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся других специалистов.
8. Восьмой этап. Рефлексивно-оценочный этап. Выявление индивидуальных и общих образовательных продуктов деятельности (в виде схем, материальных объектов), фиксирование видов и способов деятельности. Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности ребенка. Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. Сопоставляются личные заслуги с фундаментальными достижениями в этой области, с достижениями других. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.
Для максимального раскрытия интеллектуальных способностей одаренных личностей необходимо создание особой образовательной среды, которая в наибольшей степени способствовала бы этому, обеспечение доступа обучающегося к учебной информации. Современные средства и технологии позволяют это сделать.
Образец
Учебно-тематический план
ФИО учащегося
Класс _______________
№ занятия |
Дата проведения занятия |
Тема занятия |
Отметка о выполнении |
Замечания |
Рекомендации |
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
|||||
6 |
|||||
7 |
|||||
8 |
|||||
9 |